Перейти к содержимому

Новый Налоговый кодекс Казахстана: что изменится для бизнеса и инвесторов



С 1 января 2026 года вступает в силу Налоговый кодекс Республики Казахстан № 214-VIII от 18 июля 2025 года. Это первый масштабный пересмотр налогового законодательства за последние годы, цель которого — упрощение администрирования, сокращение теневого сектора и повышение собираемости налогов.

Индивидуальные предприниматели (ИП)

Что изменится:

  • Сохраняется режим упрощенной декларации, но он ограничен по видам деятельности.

  • Введено ограничение: ИП на упрощёнке не смогут работать с ТОО на общеустановленном режиме. Для последних такие расходы теперь не будут признаваться вычетами (ст. 685 нового НК). Это фактически обрубает сотрудничество между малым бизнесом на упрощенке и крупными игроками.

  • Порог для обязательной регистрации по НДС снижен с 20 000 МРП до 10 000 МРП (ст. 367 НК).

  • Базовый вычет по ИПН увеличен до 30 МРП в месяц (ст. 346 НК).

Вывод: ИП придётся выбирать: или оставаться на упрощёнке и работать только с физлицами/малыми партнёрами, или переходить на общий режим, чтобы не терять клиентов.

Малый и средний бизнес

  • Основная нагрузка ложится через повышение НДС с 12 % до 16 % (ст. 366 НК).

  • Упрощенных налоговых режимов станет меньше: останется 3 режима — самозанятые, упрощёнка и фермеры (ст. 683 НК).

  • Маслихаты получили право устанавливать ставки по упрощенной декларации в диапазоне от 2 % до 6 % (ст. 685 НК).

  • Расширена обязанность применения ККМ (онлайн-касс) и сдачи отчётности в электронном виде.

Вывод: малому бизнесу будет сложнее скрываться, но упрощение системы снижает путаницу.

Крупный бизнес

  • Усилен контроль за дроблением бизнеса (ст. 24, ст. 25 НК). Теперь формальное разделение на несколько компаний для ухода от налогов не спасает.

  • Жестче требования к признанию расходов и вычетов (ст. 248–256 НК).

  • Увеличены штрафы и пени за уклонение от налогов (гл. 32).

  • Вводятся дополнительные требования к комплаенсу и налоговому аудиту.

Вывод: крупным игрокам придётся тратить больше на юристов и бухгалтерию, чтобы не попасть под санкции.

“Серый” сектор

  • Порог НДС снижен → больше компаний попадут под обязательную регистрацию.

  • Работать через “серые” ИП станет труднее: ТОО на общеустановленном режиме не смогут относить их услуги/товары на расходы.

  • Упрощенные режимы и режим для самозанятых дают возможность легализоваться без серьезной нагрузки.

  • Усилен контроль: налоговые органы получили расширенные полномочия по блокировке счетов при задолженности (ст. 36 НК).

Вывод: серым схемам становится всё труднее выживать, а риски легализации теперь меньше, чем риски штрафов.

Инвесторы и дивиденды

  • Введена прогрессивная ставка по налогу на дивиденды (ст. 321 НК):

    • до 230 000 МРП в год — 5 %;

    • свыше — 15 %.

  • Дивиденды, полученные по акциям на KASE и AIX, освобождаются от ИПН (ст. 322 НК).

  • Для иностранных инвесторов сохранены налоговые обязательства в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Вывод: мелкие инвесторы получат послабления, крупные будут платить больше.

Итог

Новый Налоговый кодекс — это не катастрофа, а новая реальность:

  • ИП придётся делать выбор между простотой и возможностью работать с ТОО.

  • Малый бизнес столкнется с ростом издержек, но получит больше ясности.

  • Крупный бизнес усилит комплаенс и расходы на аудит.

  • Серым схемам становится тесно — государство явно подталкивает к легализации.

  • Инвесторы должны пересчитать чистую доходность дивидендов.

Законы и источники:

  • Налоговый кодекс Республики Казахстан № 214-VIII от 18.07.2025.

Ст. 24, 25 (дробление бизнеса), ст. 36 (блокировка счетов), ст. 248–256 (расходы и вычеты), ст. 321–322 (дивиденды), ст. 346 (вычеты), ст. 366–367 (НДС), ст. 683–685 (спец.режимы).